Рубрика: "Цветоведение"

Почему одни люди предпочитают ту или иную цветовую гамму? Анализ цвета в искусстве

Еще в 1676 году Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. С этого момента началась история изучения цвета как явления.

Среди людей с ограниченными или, наоборот, с самыми большими возможностями цветового восприятия заключены все промежуточные цветовые градации. Существуют субъективные сочетания, в которых один цвет - красный, жёлтый, синий или фиолетовый - господствует в количественном отношении, в результате чего у нас появляется искушение заявить, что тот или иной художник видит мир в красном, жёлтом или синем цвете. При этом создается впечатление, что тот или иной художник видит все через цветные очки, причём, весьма возможно, что его мысли и чувства также соответственно окрашены.



В исследованиях Иоханеса Иттена по изучению субъективного цветовосприятия, он обнаружил, что не только выбор и сочетания цветов, но и величина цветовых пятен и ориентация мазков могут быть весьма характерными для того или иного художника. Некоторые из них предпочитают вертикальные мазки, другие акцентируют горизонтальными или диагональными. В соответствии с этим, например, формы становятся подчёркнуто узкими и вертикальными, или же, наоборот, широкими и горизонтальными.

Иоханес Иттен, художник и педагог, в 1928 году в одной художественной школе вёл занятия по гармонии цветовых сочетаний. Для этого ученики должны были использовать любые по размеру круги и сектора. Каждый из учеников сделал на своём листе несколько эмоциональных, близких одно к другому сочетаний. Но при этом все работы сильно отличались друг от друга. Ученики с удивлением признали, что каждый из них обладает своим собственным представлением о гармоничности цветовых сочетаний.

Педагог-экспериментатор угадал авторов всех оставшихся листов и раздал им. Отметим, что во время выполнения этого задания педагога не было в классе, и поэтому он не мог знать, что делал каждый из учеников. Затем ученики должны были держать листы таким способом, чтобы было видно их лица и написанные ими цветовые сочетания. За первоначальным недоумением возникло веселье, потому что все ученики заметили удивительное сходство между выражением их лиц и созданными ими цветовые отношения. Сочетания цветов, созданные в качестве гармоничных каждым из них, представляют собой субъективное цветовое восприятие. Это — субъективные цвета.
А теперь разберемся почему выбирают той или иной характер мазка.

Выбор направленности мазка выявляет характер мышления и выражения чувств. Как, например, характер причёски может сказать о многом. Как волосы могут плотно прилегать к голове, ритмичными волнами, или же быть взъерошенными и падать беспорядочными прядями, так и цветовые пятна могут быть резко очерченными или «диффузными», сливающимися, или же неупорядоченными. Художники, работающие в последней манере, не созданы для простого мышления. Они очень сердечны и мечтательны. Если мы хотим найти объяснения субъективным цветовым сочетаниям, то должны быть внимательными к самым мелким особенностям, а не только к самым укрупнённым и общим характеристикам цвета и цветовых пятен.

Вот например, светловолосые, голубоглазые люди с розовой кожей лица, как правило, работают очень чистыми цветами и часто большим количеством ясно различимых тонов. Основным контрастом для них является цветовой контраст. В зависимости от жизненной силы людей этого типа цветовая гамма их произведений может быть более бледной или более яркой.

Люди с чёрными волосами, с тёмной кожей и тёмно-коричневыми глазами представляют другой тип. Главная роль во всех сочетаниях отводится ими чёрному цвету, а чистые цвета даются в сопровождении чёрного. В тёмных тонах шумит и клокочет цветовая сила. Художники с рыжими волосами предпочитают работать весьма интенсивными цветами. Субъективными цветами для этого типа людей были жёлтый, красный и синий в их контрастном звучании.

Интересно, что владельцы цветочных магазинов, которым приходится обслуживать определённую клиентуру, достигнут успеха, если попытаются приспособиться к вкусам своих клиентов, вместо того, чтобы навязывать им свои. Когда покупательница ищет цветы определённого цвета, то продавщица должна знать, какие другие цвета могут усилить или ослабить, или же сразу изменить нужное для клиентки впечатление.

Яркие цвета или другие столь же яркие товары никогда не должны находиться в поле зрения покупательниц, ибо каждый цвет может оказать своё воздействие на то что они ищут.

Следует заметить, что по этой же причине помещения для товаров, где, прежде всего, оценивается их цвет всегда должны быть окрашенными в нейтральные серые тона.

Дизайнеры, работающие в текстильной промышленности, хорошо знают общие объективные законы формы и цвета. Им приходится несколько раз в год составлять новые коллекции модных цветовых гамм. Если новые модные цвета будут близки их собственным субъективным цветовым предпочтениям, то найти нужные тона и оттенки дизайнерам будет очень легко, а их коллекции будут убедительны и иметь успех у покупателей. Но если модные цвета не совпадают с субъективными предпочтениями данного дизайнера, то потребуются колоссальные усилия, чтобы создать то, что требует мода.

Сущность человека редко может быть целиком понята, исходя из предпочитаемых им цветовых сочетаний, иногда самым главным здесь является физическая сторона, иногда интеллект, иногда духовная жизнь, а иногда сочетание всего сразу. Акцент будет меняться здесь в зависимости от индивидуального темперамента и характера человека.

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua