Рубрика: "Живопись, различные техники"

Техника рисования акварелью

Акварель – самый легкий, прозрачный и изящный из всех материалов, которые использовались художниками когда-либо. Эта водяная краска тонко ощущает все тона и переливы оттенков природы.

Благодаря прозрачности краски просвечивается белизна бумаги и создается эффект единой яркости цветов. В акварели нету белил, потому тона регулируются концентрацией воды в составе. Блики, как самые светлые и яркие участки, остаются незакрашенными. Если налаживать много слоев акварели друг на друга, то живопись становится грязной, глухой и непрозрачной. Она утрачивает легкость и цвета становятся более глубокими и темными, тяжёлыми, что не припустимо в данной технике.

Процесс работы с акварелью прост на первый взгляд, но как показывает практика требуется точность в цветовых соотношениях. А также не забывать о прозрачности краски, главной её отличительной чертой, придерживаться просвечивания бумаги сквозь красочный слой. Учитывая это необходимо не переусердствовать с количеством наложенных шаров краски.

Стоит отметить, что акварельная техника одна из древних техник рисования. Это подтверждается археологами во время розкопок в Египте: была найдена палитра, которая датируется временами правления ещё Аменхотепа III, а это 1390-1353. до н.э.

Если вспомнить саму технику акварельной живописи, то начинать писать акварелью сначала светлыми тонами, а потом по ходу работы нанесения красочных слоев – утемнять. Если хотите картине дать ярких контрастных мазков - уменьшите количество воды в краске. И еще такой нюанс - какой бы не был яркий цвет - при высыхании он всегда будет светлей.

При работе с акварелью можно использовать различные вспомогательные материалы: резинки, губки, воск, морская соль, канцелярский ножик, бумага разной текстуры. Акварельная живопись рисуется на специальной плотной бумаге т. н. акварельная бумага. Главное её предназначение – максимально поглощать воду. В ассортименте представлено акварельная бумага разной толщины, подбирать стоит по размерам работы: чем больше работа, тем толще лист.

Для создания живописной акварельной работы вам понадобится и кисточки. В художественных салонах огромный выбор кистей для акварели: круглые, плоские, с беличьего волоса, меха куницы и колонка, синтетические, но их не рекомендуют. Круглые кисти являются самыми универсальными и популярными, их можно использовать как для нанесения широких мазков, так и для деталей.

Во время работы бережно относимься с кисточками, не встряхиваем каждый раз от воды. Это приведет по инерции к выпадению отдельных волосков, лучше вытирать кисть мягкой салфеткой. Ухоженные кисточки – лицо каждого художника.

Работая с акварелью лучше использовать 2 баночки с водой: одна для чистки кисточки, другая – чтобы не загрязнять краски, обмакивать в чистую воду. Как палитру можно использовать стекло, керамическую тарелку, пластмассовую досточку для лепки пластилина, а также белый лист бумаги.

В технике акварели употребляют как метод лессировок, так и метод а-ля-прима.

Метод лессировок заключается в нанесении тонких, прозрачных слоев краски друг на друга на основе закона оптического сложения цветов (на синий положить желтый – зеленый, на красный положить синий – фиолетовый). Вследствие этому методу достигается глубина и насыщенность цветов. Это достигается путем последовательного перекрытия просохшего прозрачного слоя каждый раз новым прозрачным слоем краски. Метод лессировок прослеживается в творчестве К. П. Брюллова (Семья итальянца.1830).



Предлагаю к рассмотрению технику лесировки на простых предметах по форме и фактуре. Фрукты как и овощи имеют округлую, несложную форму, симетричны, поэтому их рисовать несложно и даже приятно.Чтобы попробовать эту технику на практике можно начать с небольших копий (например с тех, которые приведенные ниже), а потом перейти к рисованию с натуры.



С наработанной базой опыта в рисовании простых предметов можно постепенно переходить к более сложным объектам изображения, позже - к много-фигурным или -предметным постановкам и рисованию по памяти. Чтобы понять, как рисовать более сложные предметы необходимо придерживаться основам конструктивного рисунка, а именно искать в объектах рисования простые геометрические формы.





Метод а-ля-прима характерен для живописи по сырому, пишется в один сеанс. Этот метод используется на пленере, где нужно быстро найти цветовые соотношения при изменчивом состоянии природы и погоды. Рисуя в данной технике нужно писать сразу, без последующих поправок, от общего к частному. При составлении красочных смесей лучше прибегать к 2-3 цветам: лишняя краска приведет к замутнению, цвет утратит яркость и свежесть. Метод а-ля-прима представлен в известной картине А. А. Иванова «Итальянский пейзаж. Конец 1840 – начало 1850-х годов»



Для ознакомления с современными художниками-акварелистами предлагаю эстетически насладиться цветовыми гармониями в картинах Алексеева. Смелость импровизации красками и контрастность изображения приводит в восхищение и дает основу ощущениям реалистичности.





А вот образец акварельного натюрморта в стиле академизм. Классический вариант натюрморта характерен с использованием гипсового орнамета и изящных по форме бутылок из цветного стекла. Красное яблого объеденяет натюрморт с ярко-красной драпировкой. Также хорошо видно как предметы взаимодействуют друг с другом по цвету, сколько цветных рефлексов и оттенков, контраст света и тени не только по тону, а и по тепло-холодности (свет теплого оттенка, тень - холодного).



К этой технике также относиться рисование по мокрому, то есть увлажнение бумаги перед сеансом рисования и пока влага не высохла наносить цветовые пятна. Тогда акварельный рисунок будет иметь более мягкие, инфузорные очертания, слегка размытые. Один цвет с другим плавно и естественно смешивается. Метод рисования по мокрому можно сочетать с методом соскабливания, то есть продряпывания некоторых деталей острыми предметами (канцелярским ножиком или палочкой от кисти).




Александра Лис
www.iskustvo.in.ua