Рубрика: "Живопись, различные техники"

Приемы нанесения цвета в технике акварели

Акварельная живопись развивается и выходит за рубежи академического, традиционного представления, появляются новые альтернативные методы творческого выражения. Мне кажется, что каждый кто когда-либо пробовавший акварельную живопись захочет ещё не один раз окунуться в волшебный водный мир этих красок. Акварель привлекает своей непредсказуемостью, импровизацией, восхищает её прозрачность и текучая манеры.

Творческий процесс с акварелью трудно предугадать, всегда есть присутствие тайны и "случайных" эффектов, непредсказуемых ляпов, которые могут вам сыграть на руку и в конце порадовать вас. Поэтому изучив основы акварели и её приемы можна приступить к созданию более сложных художественных произведений и найти свой уникальных почерк в технике акварель!

Хотелось отметить, что основные техники и приемы, которые хочу вам предложить для рассмотрения, это начало вашего пути по миру акварельной живописи, то есть то, что вы можете делать, ваши творческие способы самовыражения. На базе этого вы можете найти свой уникальный почерк и манеру письма. И поверьте, хоть акварель - это обычная краска на водной основе, но у неё есть множество приемов и эффектов.

Основных технических приемов в акварели насчитывается пять, а именно: равномерная заливка, градация цвета (переход от одного цвета к другому или растяжка одного цвета по тону), нанесение цвета мокрой кистью по мокрой поверхности (мокрое по мокрому), мокрая кисть по сухой поверхности бумаги - мокрое по сухому и прием с сухой кистью.



Также можно смешивать разные техники между собой для гармоничного их сочетания и дополнения (туш, гуаш, пастель, гипс и т.д.), использовать дополнительные фактуры (губка, полиэтиленовая упаковка, ткань, целофан, салфетка, зубная щётка) и соскабливание (бамбуковой палочкой, черенком кисточки или заостренной палочкой для линейной корректировки и наждачкой для плоскости), использование восковых карандашей и корректирующей жидкости.

Техника рисования - это ещё не полноценная картина, а только способ выражения образа, её инструмент. Поэтому смысл вашего акварельного рисунка должен быть содержательный, поразить не только исключительной, виртуозной манерой письма, а и глубокой философией, окутать зрителя определенной атмосферой.

Дополнительные эффекты и новые горизонты для творчества и экспериментов могут подсказать различные по текстуре и плотности бумага, а также кисти. Для начала ознакомимся какие кисти используют для акварели, а именно плоские, круглые, линейные и щетинные.

Благодаря перечисленным инструментариям можно создавать разбрызгивания на бумаге, делать различные размывки, выравнивать слой краски и делать его более равномерным, а также создавать красивые парящие линии для передачи воды или неба. А теперь приступим к подробностям.
Цветовые подтеки одно из распространенных живописных приемов в акварели. Такой прием нанесение краски делает ваш мазок уникальным, потому что смешивание цветов между собой создается нерукотворным способом, краски сами смешиваются между собой и создают восхитительный живописный эффект. Смешивание сразу несколько цветов акварели: наносится друг на друга по мокрому несколько цветов, чтобы они равномерно и плавно смешались, делая цветовые переходы. Это основа для метода а-ля-прима. Предугадать тот или иной эффект при смешивании красок практически невозможен, поэтому прием по-мокрому чарует своей непредсказуемостью и придает рисунку определенный шарм и легкость.

Следующий прием, который я хотела вам предложить для расмотрения - цветовые переходы или растяжка, основной подход для акварели. Для начала необходимый участок увлажняют водой и потом наносят цвета для их плавном перетекании друг в друга. Часто такой прием называют техникой "по влажному". Акварельная краска настолько текучая и плавная в своей манере, что в рисунке сложно сделать контраст; мягкость и инфузорность преобладают и доминируют в данной живописи. Акварель имеет свойство быстро высыхать, поэтому в её состав добавляют глицерин или же гуммиарабик с желатином для замедления высыхания красочного слоя.



















Лессировка была известна старым мастерам еще в XVII-XIX веках, которые усердно слой за слоем наносили полупрозрачную краску с лаком для создания более сочных, глубоких и цвето-объемных предметов на своих картинах. Поэтому из-за состава лака в краске и в последствии блестящего изображения название лессировка происходит от нем. " lasierung ", что означает "делать блестящим" или же с лат. " laser " - "лоск, блеск".

Сначала техника лессировки была распространена в масляной живописи и приравнивалась именно к ней. Хотя этот метод нанесения масляной краски был взят именно в акварели из-за разведенной густой краски до полупрозрачности, как имитация акварельной живописи. Позже этот метод стал распространятся и на акварельную живопись, которая стала называться многослойной и иметь более законченный вид. В прошлом к акварели относились несерьезно, как материал для эскизов и набросков или же для любителей живописи и материал для домашнего хобби.

Ценители классической акварельной живописи и её легкости и прозрачности относились с презрением к акварельным работам в технике лессировка, потому что нанося слой за слоем красочный слой становился более глубокий и утрачивал свою первозданную прозрачность и звонкость, чем-то напоминало масляную живопись.

Поэтому во избегания замутнения цветов в акварельной живописи рекомендуют наносить не больше 5 слоев, наносить полупрозрачные, ненасыщенные красочные слоя краски на уже высохший предыдущий слой, использовать кисточки с мягкого, не грубого волоса (колонок, белка), а также использовать качественные материалы, особенно плотную влагопоглощающую бумагу, чтобы она не скатывалась после каждого нанесения красочного слоя, не размокала и после высыхания краска не утрачивала свою звонкость и цвета не тускнели.

Как сообщает нам словарь терминов, техника лессировок или мокрое по сухому – это нанесение полупрозрачных слоев друг на друга, предварительно высохших, для создания более глубоких и сложных оттенков цветов. Таким образом, полное высыхание предыдущих слоев и их последовательное нанесение приводит к тому, что свет, который проходит через все слои, буквально заставляет светиться картине изнутри. Это классическая манера письма.






Цветовая мозаика – простая при использовании техника, употребляя несложные цвета, т. н. «с банки». Каждый мазок превращается в геометрическую фигуру. Благодаря такому приему живописное полотно превращается в цветную конструкцию, каждый мазок лепит объем предмета не только самой формой, а и цветом. Хорошо подходит для декоративно-прикладного искусства или для живописного этюда.

Благодаря дроблению предмета, реалистичный объект становится насыщенный деталями и обогащён дополнительным декором, что очень уместно для декоративного искусства. Множество цветов и их оттенков в определенной замкнутой плоскости придает конструктивности и филигранности самой формы предмета. Это одна из способов выражения и передачи изображаемых реалистичных предметов, творческой интерпретации.









Нанесение красок методом сетки дает возможность создать реалистичную, обогащенную цветовым тоном, и одновременно декоративную картину. Если 1 слой выбран неправильно, то его можно скорректировать как по тону, так и по тепло-холодности, подправить сам оттенок. Тон становится более насыщенный, а цвет - более сложный и богатый. Растровая сетка чем-то похожа на метод лессировок и технику оптического смешивания. Желательно наносить небольшое количество слоев друг на друга, чтобы живопись не утратила своей звонкости и картина не стала жемчужно-серой невыразительной гаммы.









Техника оптического смешивания или пуантилизм известна еще в ХІХ веке. Суть заключается в том, что цвет наносится мелкими мазками кончиком кисти на небольшом расстоянии друг от друга. Если смотреть на изображение на определенном расстоянии, то благодаря оптическому смешивании основных цветов (красного, синего и жёлтого), которые используются в пуантилизме, можно добиться реализма и необходимых цветов и их оттенков. Комбинируя с частотой нанесения цветовых точек можно получить как глубокие, насыщенные цвета в тени, так и легкие, прозрачные тона на свету.






Цветовые брызги или распыление краски будут уместны во время прорисовывания песчаных берегов или гальки, а также оживления однотонной поверхности или придания фактуры. Этот неклассический способ нанесения краски долгое время не принимался и считался несерьезным, хотя можно считать его продолжение приема пуантилизма. Через некоторое стечение времени, когда стала популярна аэрография и граффити, техника разбрызгивания возродилась и стала почитаемой. На первый взгляд распыление краски довольно простое в использовании и сложное одновременно – трудно управлять процессом, результат импровизированный.




Акварель раскрывается в своей текучести и плавности, в эффектах подтеков и цветных крупных брызгах. Эта цветовая импровизация на первый взгляд кажется сложной, зато хорошо передает большие пространства и ландшафты в пейзаже. Художники-акварелисты очень ценят текучесть акварели, её мягкие переходы, и широко используют в своих картинах. Рисуя акварелью "по мокрому", краска растекается за границы наброска и смешивается с основным цветом. Стоит отметить, что чем зернистее бумага, тем меньше будет растекаться краска и наоборот - чем плотнее бумага, тем больше отображается эффект перетекания и подтеков. Можно комбинировать с цветовыми брызгами. Техника цветовых подтеков базируется на методе а-ля прима, что с итальянского "Allaprima" означат "". То есть когда бумага влажная, на неё можно нанести сочные мазки, которые расплываются и сливаются между собой волшебным способом. Картины в технике а-ля прима сложно копировать, потому что предугадать как будут сливаться цвета на влажной бумаге трудо, это всегда твоческая импровизация.

Считается, что метод а-ля прима приравнивается к живописи по мокрому и длится 1-3 часа пока вода не высохнет на повехности бумаги. Поэтому отлично подходит для пленерной живописи, когда свет и цвет на натуре быстро меняется. Пишется етюд на одном дыхании, в один присест. Для данного метода характерная смелость мазка, красивые переливы и разводы, сочные цветовые решения. Желательно использовать в смешивании оттенков не больше 3 цветов, чтобы избежать замутнения и тусклости.






Техника рисования сухой кистью создает эффект прерывистых импровизированных мазков. Благодаря минимальному количеству воды хорошо передает фактуру, отлично подходит для передачи изображаемого пейзажа и его элементов. А именно для прорисовки травы, листвы деревьев, шерсти и волос, или же водной глади с бликами. Этот прием в живописной картине прекрасно сочитается и контрастирует с мягкой заливкой. Кисти подойдут плоские щетинные или же колонок, а синтетика для данного акварельного приема не передаст необходимый эффект по причине очень мягких волокон.
Данный эффект хорошо будет заметный на грубой рельефной поверхности, на которой будут заметны белые проблески бумаги.


Техника "сухая кисть" или drybrush довольно популярная техника, она стала известная ещё в 80-е годы и распространилась благодаря уличным художникам, которые использовали её в своих художественных демонстрациях рисования портретов. Быстрота написания художественного произведения и её простота и доступность материалов привлекали художников и их почитателей.Основатель этой неприхотливой техники итальянский художник-акварелист Ottorino De Lucchi. Позже манера написания распространилась на другие материалы, а именно гуашь, масло и акрил.



Можно более продуманно наносить мазки на определенные участки и рисовать как по влажной поверхности, так и по сухой. Таким образом можно регулировать текучесть акварели. Когда мы берем краску сухой кистью, состав цвета более насыщенный, поэтому рисунок становиться более контрастным и насыщенным. Необходимо быть осторожным, чтобы акварель не утратила своей прозрачности и красочный слой после нескольких наслоений не стал тусклым цветным коржом. Чтобы кисть была сухая, можно использовать для её сушки фен, а если вам будет неоходимо что-то размыть или исправить предлагаю использовать пульверизатор.



И на последок хотелось бы подытожить, что различные техники и манеры письма акварелью - это посредники для реализации ваших творческих идей, а главная цель - это художественное произведение в виде картины, точнее ваше собственное исключительное виденье мира и красоты вокруг! Надеюсь мои советы были вам полезны и интересны, дало пищу для размышлений и простор для экспериментов. Ведь творчество является свободой для творца, поэтому желаю удачного полета по водной глади акварельной живописи!



До скорой встречи на страницах сайта ;)


Александра Лис

www.iskustvo.in.ua