Рубрика: "Живопись, различные техники"

Техника рисования мягкой и масляной пастелью

Что такое мягкая и масляная пастели, как рисовать пастелью? Это и многое другое рассмотрим в данной статье.

В порт-фолио многих художников можно найти картины, сделаны цветными мелками – пастелью. К этому крохкому и необычному материалу возвращались и возвращаются неоднократно. Пастель позаимствовала качества живописи (плавные цветовые переходы, игра цвета) и графики (рисуется на бумаге, наявность штриха, который может перерасти в живописный мазок), что придает ей уникальные свойства.

И если вам нужно сделать быстрый живописный набросок и при этом быстро и не дорого, пастель - это то что надо.

Есть пастели масляные и сухие (мягкие). Чем они отличаются? Мягкая пастель в виде брусочков прессованного цветного мела и гуммиарабики, соединительного материала. Твердая пастель, т.е. больше связочного вещества, имеет форму бруска квадратного сечения. Они хорошо подойдут для рисования набросков, легче наносить пастельные слои и поддаются исправлению.

Пастель мягкая и полумягкая отличается цилиндрической формой, в составе которой меньше клеящего материала потому очень хрупкая и при ударе или падении может разломаться или раскрошиться. Мягкая пастель ложится на поверхность плотным бархатистым слоем и сложнее поддается исправлению.

В художественных салонах также можно найти и пастельные карандаши, их можно использовать для прорисовки деталей. Грифель этих карандашей из твердой пастели и немного толще от обычных. Для основы лучше брать шероховатую поверхность: наждачка, тонованая (цветная) бумага с выемками, акварельная, деревянная доска, картон или холст.

Для начала осваивания техники пастели рекомендуют брать белую плотную бумагу (не менее 160 г/м2) или эскизную (крафт бумага), эконом вариант – упаковочную, а потом постепенно переходить на цветную, тонованую поверхность.

В сухой пастельной технике чаще используют растушевку, чем штриховку. Художнику, изучающему технику пастели, полезно обзавестись такими материалами и инструментами: тампонами из ваты или косметическими палочками, ветошью, натуральной губкой и кистями разных размеров и форм.

Во время работы придерживаться чистоты рук, чтобы при растушевке не смешивались цвета. Таким образом, можно устранить появление грязных оттенков. Пастель, как и акварель, не любит многократного нанесения красочных слоев, поэтому рекомендуют перед началом продумать цветовые соотношения и общую гамму.

Сохраняя пастельные работы, для предотвращения осыпания мелких частиц пастели, используют фиксатив. При нанесении его на поверхность держат на расстоянии не меньше 15 см и наносят круговыми движениями или зигзагообразно. Более практичный и удобен вариант аэрозольного фиксатива. Можно его применять как к графическим рисункам простым карандашом и углем, так и к пастельным работам. Поэтому можно сразу приобрести баллончик не менее 200 г веса.

Фиксатив лучше использовать на начальных этапах, чтобы не утратить яркости в роботе. Также рекомендуют сохранять роботу в папке перед оформлением в паспорту и помещением ее под стекло, подкладывая с двух сторон кальку или папирусную бумагу. Это надо сделать чтобы уберечь ваши рисунки от лишнего растирания пастели.

Ухоженный и чистый вид ваших материалов создадут приятное ощущение во время создания творческих робот. При окончании процесса рекомендуют протирать мелки ветошью, чтобы при следующем рисовании они давали чистый цвет.

При покупке дополнительных цветов пастелей лучше сохранять их в отдельной коробке с вкладышами с пенопласта в виде ячеек. При падении или не предусмотренного сотрясения мелков пенопласт будет мягко защищать их.

Теперь давайте рассмотрим технику масляной пастели. Она продается в виде цветных палочек цилиндрической формы, в основе связывающего материала лежит масло. Палитра масляных пастелей более ограничена, чем в мягкой.

Однако современные производители, отталкиваясь от сегодняшнего спроса, уже начали производить более широкие палитры цветов максляной пастели. Если говорить о практичности материала, то масляную пастель можно считать компактным и легким в использовании, удобным при отдаленном рисовании, т.е. не в мастерской, а к примеру на природе.

Но следует помнить, что при повышенной температуре эта пастель может расплавиться, поэтому рекомендуют с собой иметь уайт-спирит и ветошь для чистки рук. И не стоит их держать на открытом солнце. Масляную пастель используют еще как подготовительный материал для масляной живописи. Ею можно рисовать не только на грунтованных холстах, а как и мягкой пастелью на картоне и бумаге.

Главным отличием в технике рисования масляной пастели от мягкой, это то что растушевка не используется, цвет наноситься слоями, немного вдавливаясь в ее основу холста. Рисунки сделанные масляной пастелью более практичны, хорошо сохраняются и к рукам практически не берутся.

Как видите, техника пастели не сложна сама по себе и если вы учтете выше указанные рекомендации, то быстро ее усвоите. Она не раз вас выручит в сложных ситуациях, когда надо сделать работу быстро и качественно. В следующей статье я приведу примеры выполненных работ в технике рисования пастелью. Так что заходите.

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua