Рубрика: "Поделки (Handmade)"

Техника декупажа - история, материалы, примеры, виды декупажа

Декупаж – это художественное декорирование бытовых предметов или, как говорят, имитация живописи на любой поверхности. Основа техники заключается в бумажной аппликации, которую защищает плотный слой лака. С её помощью можно приукрасить мебель, шкатулки, вазы, бижутерию, придать другой, уникальный вид старым вещам и т. д.



Еще в Венеции мастера декорировали мебель бумажной аппликацией с нанесением 30-40 слоев лака. Таким образом, они удешевляли свою мебель, имитируя дорогие восточные инкрустации.

Декупаж черпает свои истоки ещё со Средневековья. Первый раз декупаж был отмечен, как самостоятельный вид искусства, в XV веке в Германии, когда стали использовать картинки для украшения мебели. Потом это искусство распространилось на всю Европу и достигло пика популярности в XVII веке, когда была актуальная инкрустирована мебель китайского и японского происхождения.

Если вспомнить исторический период французского короля Людовика XVI, то декупаж был довольно популярен в высшем обществе. К примеру, Мария Антуанетта, надавала большое значение декорированным работам Ватто и Фрагонара, которые были уничтожены во время Великой французской революции.

Возвращаясь в современность, можно проследить влияние новых технологий, которые диктуют новые формы и материалы. Это трехмерный декупаж, декупаж на ткани, распечатки на принтере или копире любых декоративных картинок. Также в магазинах можно найти топографические распечатки на специальной бумаге, т. н. декупажные карты.



Для создания декоративной композиции в технике декупаж понадобятся следующие материалы и инструменты: акриловые краски или аэрозоли, клей ПВА или декупажный клей, кисть, вода, обычные салфетки с красивыми картинками или рисованные карты, лак и конечно объект декорирования (дощечка, шкатулка, металлический пласт, посуда, мебель и т. п.).

Чтобы распечатать в домашних условиях на салфетке разные тематические картинки необходимо только закрепить ее на бумажный лист липкой лентой с 2-х сторон и вставить в принтер.

Использование разных поверхностей для декупажа (ткань, свечи, керамику, стекло, метал, пластик, дерево и т. д.) дают широкий спектр техник декорирования: художественный декупах, объемный декупаж с использованием модельной массы, золочение и состаривание (шебби, кракле и браширование). Ниже рассмотрим вкратце поподробнее каждую технику.

Художественный декупаж делается не только с нанесением красивых декоративных картинок, но и дополнительной используется различная художественная обработка.

1. Прорисовка теней. Создается акриловой краской по контуру картинки, от темного к светлому.

2. Растушёвка. Дает дополнительный красочный фон с использованием тех цветов, что есть на картинке. Наносится он акриловыми красками, губкой или кисточкой с шерсти белки или колонка. Можно использовать для растушёвки также пастель, с дополнительными фиксирующими средствами (фиксатив, акриловый лак).

3. Различные подрисовки. Прорисовывание тематического фона, пейзажа. Таким образом декоративное изделие стает уникальным и неповторимым.

Объемный декупаж можно создать тоже 3-ма способами используя для этого разные материалы.



1. Лак, придающий объем. Он создает выпуклую лаковую поверхность на декорирующей картинке. А если сверху на эту лаковую основу нанести ту же самую картинку, то изображение будет иметь 3Д-эффект.

2. Паста для моделирования или соленое тесто. Предварительно вырезаем выбранный мотив и отделяем красочный слой салфетки. Подготавливаем пасту для моделирования: раскатываем и делаем лепешки по форме выбранных объектов картинки. Накладываем подготовленную пасту на салфетку и выгибаем ее, моделируем форму. После высыхания можно приклеить на основу и подкрасить акрилом бока, нанести лак.

3. Лак-спрей. Наноситься на салфетку с двух сторон, оставляя при этом дополнительные слои салфетки, до прорезиненного состояния. После этого можно выгибать салфетку и моделировать форму и ее объем. Для окончания работы вырезается мотив, накладывается на выбранную основу и покрывается лаком.

Золочение предметов делают используя тонкую золотистую фольгу – листовой потали. Предварительно на контурный рисунок наноситься специальный клей для золочения: мордан на водной основе или мордан на масляной основе. После подождать, когда клей подхоснет и будет липкий на ощупь.

Во время роботы лучше пользоваться х/б перчатками, чтобы избежать отпечатков пальцев. Необходимо учитывать время высыхания в зависимости от выбранного вами клея, который варьируется от 20 минут до 12 часов. После этого аккуратно нанести листовую поталь, слегка прижав к поверхности. Остатки потали можно убрать мягкой кисточкой.

Если есть желание сделать потресканую, золотистую поверхность или внести еще дополнительный оттенок золота, можно воспользоваться хлопьями потали разных размеров.

Эффект состаривания (шебби, кракле и браширование) создает атмосферу уютного бабушкиного дома с милыми и сентиментальными мотивами. Кракле или кракелюр состоит с создания трещинок на основе одно- или двухкомпонентного лака для кракелюра. Шебби шик, что с английского переводиться как «состаренный шик», основу для создание трещинок используют максимально контрастные цвета. А браширование – это особая обработка деревянной поверхности, которая заключается в счесывании волокон дерева стальной щеткой для создание более объемной, шероховатой поверхности.



И напоследок, об структурных и текстурных пастах для создания необычных картин в технике декупаж, есть 5 основных видов: тонкие (универсальные), облегченные (мелкозернистые), крупнозернистые, для имитации различных поверхностей и саморастрескивающиеся пасты.

Тонкие или универсальные пасты используются для создания небольшого рельефа, наносятся мастихином, шпателем, одноразовыми вилкой или ножом. Они не текстурные и малые по весу, поэтому рельеф создается благодаря использованным инструментам. Можно придать фактуру кружева или любой другой ткани, пропечатав её на этой текстурной пасте. Единственный недостаток её заключается в длительном высыхании. Облегченные или мелкозернистые пасты имеют среднюю густоту и более матовые, чем универсальные, быстрее сохнут. По сырой поверхности пасты можно ещё прорисовать какой-то рисунок.

Крупнозернистые пасты имею плохую обгезию (сцепление с поверхностью) , имеют в составе грубые частички. Поэтому рекомендуют перед ее нанесением поверхность ошкурить и сделать ее более шероховатой или смешивать ее с мелкозернистыми пастами.

Существуют чисто декоративные пасты с имитацией различных поверхностей, например, камня, терракота, хрусталя, кованого черного железа и металлизированные пасты (золотистые, серебряные). Или можно смешать любую пасту с красителями на водной основе и сделать нужный цвет.

Саморастрескивающиеся пасты отлично подойдут для имитации фресок. Чем толще слой, тем глубже будут трещины. Наносить подобные пасты необходимо толщиной от 2 мм, делать тоньше не имеет смысла, трещинки могут вообще не появиться.

Для завершения работы в стиле декупаж обычно применяют акриловый лак на основе искусственных смол, воды, уайт-спирита или ацетона. А также, в зависимости от задумки, лак может быть использован матовый, глянцевый или стекловидный.

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua