Рубрика: "Известные художники"

Черный квадрат Малевича, его творчество

ХХ век невозможно представить без «Черного квадрата» Казимира Малевича, который стал символом этого века. Эта загадочная картина наполнена философией и лаконичностью образа, как и личность его автора.


Великое ничто, беспредметность в геометрических формах и тонкая философия Казимира Малевича создало новый стиль в искусстве – супрематизм (от лат. supremus – «высший»). Для Малевича это интуитивное творчество, как констатирует он сам: «Я не слышал отцов и я не похож на них. И я – ступень». Об этом художнике кратко не напишешь.

Жизненный путь основоположника супрематизма начался с 11 (23) февраля 1878 года в Киеве на Бульонской улице в семье служащего на сахарном заводе Терещенко. Его родители были эмигрантами с Польши. Казимир был первенцем в многодетной семье, в которой с 14 детей дожили до полнолетия только 9.

Детство будущего живописца проходило среди крестьян и просторов украинской природы в селе Пархомовка (Харьковской губернии), потому сельские мотивы проходят красной нитью в творчестве Малевича ( «Жатва» 1910-1911, «На сенокосе» 1929, «На Жатву (Марфа и Ванька)» 1928-1929).

Его мать, Людвига Александровна, была тонкой поэтичной натурой, обожала вышивку, вязание и различное рукоделие, пела исключительно на польском языке. Она и прищепила маленькому Казимиру любовь к искусству и даже дала азы женскому рукоделию, которое с удовольствие исполнял малыш.


Когда в окрестности городка приехали художники с Петербурга расписывать церковь, малыш Малевич был изумлен работой художников и заразился живописью. Первый раз у Казимира Малевича появились профессиональные краски в 15 лет, когда он со своей мамой Людвигой Александровной гостевали в Киеве у родственников. А уже в 17-летнем возрасте юноша Малевич снова едет в Киев уже получать азы академического рисунка и живописи в художественной школе Мурашко.

По причине службы отца в 1896 году вся семья переехала в небольшой городок Курск, где осели на десятилетие на ул. Почтовая, 17. Казимир Малевич пошел по стопам отца и окончил 5 классов аграрного училища в с. Пахромовка. После окончания учебы стал чиновником в Управлении Курско-Московской железной дороги, работал чертежником.

Через 3 года в 1899 году Малевич женился: первая его любовь и в итоге жена, тоже Казимира, дочка местного доктора, родила ему 2 ребятишек: сына Анатолия, который дожил только до 14 лет, и дочку Галину. Счастливый семьянин и курский чиновник Казимир Малевич организовал в Курске художественный кружок, его ближним другом и единомышленником был художник-любитель Лев Квачевский.

С этого момента страсть к красками и кистям снова возвратилась к художнику, и он упорно пробовал поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на протяжении 3 лет (1905-1907), но безуспешно. После первой неудачной попытки Малевич стал брать уроки рисования в учредителя Московского Товарищества художников И. Ф. Рерберга.

Период с 1907 по 1910 годов наш художник активно брал участие на выставках. Его первые роботы были «Цветочницы», «Церковь», «Девушка без службы», «Бульвар» и многие другие.

Таким образом Малевич вошел в «Московское товарищество художников» и познакомился с Д. Бурлюком, Н. Гончаровой и М. Ларионовым, молодыми художниками-новаторами того времени.

Самым близким другом на этом начальном этапе творчества остался Иван Васильевич Клюнков (творческий псевдоним – Клюн), с которым они познакомились на уроках у Рерберга. Предпочтение этих друзей-единомышленников была абстрактная и символичная живопись. Их работы были наполнены религиозными мотивами, что видно по работе Казимира Малевича «Плащаница».


Если рассмотреть положение культуры того времени, то на рубеже ХХ века Москва соперничала с Парижем за мировой художественный центр. Малевич черпал вдохновение в работах Сезанна, Матисса и Ван Гога, держал руку на пульсе всего нового и современного. В 1908 году во Франции создали новый вид искусства – кубизм, новая черта беспредметности.

Импрессионизм, авангардизм, кубизм, футуризм и позднее созданный им супрематизм – 5 столбов, на которых опиралась мощная плита личности Казимира Малевича. Позднее он преподавал своим ученикам в рамках этих 5 направлений в искусстве.

А сейчас для нашего художника с началом нового десятилетие началась новая жизнь: активное участие на выставках, знакомства с интересными и влиятельными людьми, создание «Черного квадрата» и, конечно, новая любовь, что расцвела в 1909 году. Второй женой стала детская писательница София Михайловна Рафалович, тоже дочка врача. В тестя в Немчиновке, дачном поселке, имелся дом, куда обожал приезжать и проводить свое время Малевич.

В этот активный творческий период Малевич принимает участие на выставках в «Союз молодежи» в Петербурге, «Бубнового валета», «Синего всадника» в Мюнхене, футуристической выставке «Трамвай В», где в каталоге картин напротив номеров 21-25 поставил отметку: «Содержание картин автору неизвестно». В 1912 году Малевич уже выставляет около 20 своих робот на выставке «Ослиный хвост», в которую вошли такие картины как «Садовник», «Провинция», «Купальщик» и другие. Расширяется и круг знакомств нашего художника, знаковыми личностями его круга общения стают композитор-авангардист М. Матюшин и его жена Елена Гуро, обожаемая среди творческой элиты и просто «муза» кубофутуристов.

1913 год был для Малевича богат на события: создает декорации и разработки костюмов для футуристической оперы «Победа над солнцем» (музыка - М. Матюшина, текст - А. Крученных, В. Хлебникова), в творческом процессе которого созревают зародыши супрематизма и знаменитого «Черного квадрата». Вступает в «Союз молодежи», но из-за финансовой нестабильности семья Малевича жила в пригороди Москвы, в Кунцево и не было денег даже на новый холст, потому 3 полки этажерки стали знаменитыми картинами Малевича: «Станция без остановки», «Туалетная шкатулка», «Королева и скрипка».

1915 год – создание нового стиля в живописи - супрематизма. На футуристической выставке «Трамвай В» одной с робот Малевича была картина «Композиция с Моной Лизой», что дало толчок к создания Малевича супрематизма. После Малевич написал свою брошюру «От кубизма к супрематизму», она активно распространялась на последней футуристической выставке «0,10». Название этой выставки тоже имеет свое философское, культурное и эстетическое значение. В выставке берут участие 10 человек, они как собиратели всех форм идут к нулю и выходят за его рамки - в беспредметность, то есть стоят за нулем – 0,10.

Что же означает этот таинственный «Черный квадрат» Малевича? Он поглотил в себя все формы, все цвета, всю тьму и свет и предстал пред нами в единой, лаконичной формуле - черного квадрата. Черный цвет – тьма, отсутствие света и одновременно цвета, всепоглощаемость, а белый цвет – искристость света и вмещает одновременно в себе все цвета.

Первое название «Черного квадрата» было «Четырехугольник», потому что эта картина не имела чисто параллельные и перпендикулярные стороны. Малевич хотел изобразить движение в статичной форме квадрата. Наш супрематист-художник сделал некоторое число копий «Черного квадрата», но они не были точно похожи на его первенца. Известно, что «Черный квадрат» лишь одна картина с триптиха Малевича, остальные 2 картины – «Черный круг» и «Черный крест», которые были выставлены на 5 выставке «Бубнового валета» в 1916 года.

Малевич ставил живопись выше простого изображения предметов природы, он отрицал служению живописцев чему-нибудь, считал живопись самодостаточной, придя к идее беспредметности. Живопись, по его мнению, должна развиваться с самого себя и идти по пути развития лишь таким образом.

На примере «Черного квадрата» Малевича видна основная идея супрематизма – сотворения всего с ничего, главное сам процесс творения, как символ. К сожалению, не все понимают и поддерживают тонкую философию Малевича, потому сам творец жил в нищете и одиночестве. И когда после написания первого его труда «О новых системах в искусстве» семья жила в холодном доме возле Москвы, жена ждала ребенка, и не было денег издать работу. Единственным выходом в этой ситуации – переехать в Витебск и работать в Народном художественном училище, приняв приглашение Марка Шагала.



После 59 лет Малевич стал выезжать за рубеж СРСР, читая лекции и организовывая выставки. Русское новаторство Малевича очень ценили и поддерживали в Германии. Но после приезда с заграницы он был арестован и несколько недель был заключенным. Оставленные супрематические картины Малевича чудом уцелели во время 1 Мировой войны, особенно под Гитлеровским давлением и негативному отношению фюрера к «дегенеративному» искусству.

Подходил 30-летний юбилей творческой деятельности Казимира Малевича. Было организовано выставку, где проходила в обширных залах Третьяковской галереи и собрала много известных мастеров искусства и их почитателей.

Художник, чувствуя скорый уход из мира сего, завещал оставить его прах в родной Немчиновке вблизи дуба, постоянным местом отдыха и творческих раздумий. Смерть Малевич представлял как последний творческий акт, переход в другой мир.

Художник сам стал продумывать всю атрибутику своего последнего дня и готовить эскизы гроба, в крышке которого просматривались его главные фигуры: квадрат, круг и крест. Он хотел уйти как художник и всем это доказать. Смерть художника настала 15 мая 1935 года.

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua