Рубрика: "Известные художники"

Клод Оскар Моне, биография и импрессионизм в творчестве

Французкий художник Клод Моне был переполнен с самого рождения необычайным трепетом к природе, ее смены красок и игры света. Его детские и такие вдумчивые глаза сообщали всем, что этот, пока что маленький, человек достигнет в жизни многого и оставит яркий след в искусстве.

Мальчик Оскар, сын бакалейщика, родился не просто так 14 ноября 1840 года в Париже, а для того, чтобы учредить новое направление в изобразительном искусстве – импрессионизм (от франц. impression – впечетление).

Это знаминательное событие произошло в 1874 году в Париже на первой выставке импрессионистов, которую назвали по наминовании одной с картин Моне «Впечатление. Восход солнца». Хочеться отметить то, что термин «импрессионизм» в действительности придумал один из критиков Луи Лерой, которому особо не понравилась картина «Впечатление. Восход солнца». Художники восприняли это как вызов и с этого момента стали зваться «импрессионистами».

Хотя целый полтинник жизни Моне прошел в бедности, бегстве от социально-политической нестабильности в стране (Французко-прусская и Первая мировая войны) и непонимании со стороны критиков, Моне очень любят.

Это видно по активной посещаемости его усадьбы в Живерни, засаженной любимыми экзотическими растениями художника, где проходили последний десяток лет творца. Как говорил сам художник: «Кроме живописи и садоводства я ни на что не гож».


Творческая деятельность Моне началась со школьной скамьи. Своими виртуозными карикатурами на своих одноклассников и учителей он удивлял и восхищал каждый раз. Уже в 15 лет достиг высокого уровня в рисовании, начал продавать свои карикатуры, а в 19-летнем возрасте накопил приличный капитал примерно в 2 000 франков.

Накопленный опыт Клод Моне перенимал в разных художников. Учился в пейзажиста Эжена Будена, который был новатором по пленерной живописи во Франции. Потом добывал знаниния с академическим уклоном в Сюиса, где познакомился с Камилем Писсаро.

Через ряд событий Моне попал в мастерскую к Ш.- Г. Глейера, где объеденился на долголетнюю дружбу и творческую симпатию с О. Ренуаром, А. Сислеем и Ф. Базилем. Эта твоческая компашка и объединилась в импрессионистов, они не захотели себя оковывать академическими установками в искусстве.

Если просмотреть всю линию творческого роста Моне, то оно пропорционально к качественными изменениями в личной жизни творца. Первые роботы Клода Оскара Моне дышали холостой свободой его молодости, пейзажи безмятежных морских берегов « Маяк в Онфлере» (1864), «Терраса в Сент-Адресс» (1867).

Когда на его холстах появилась дама «Дама в саду» (1867), «Камилла»(«Дама в зеленом») (1866), «Женщины в саду» (1866-1867), «Мадам Годибер» (1868) в его личной жизни в 1865 года тоже поселилась дама по имени Камилла –Леония Донсье, хотя девушке на то время еще не было даже 18 лет, а Моне уже исполнилось 25, она не побоялась обручить себя узами брака после 5 лет знакомства. Их семейную идилию и чистую любовь друг к другу было взято за основу сюжета романа «Творчество» Эмиля Золя, друга молодых импрессионистов.


70-е годы для художника были кризисные. Хотя Моне обзавелся полезными знакомствами – Эрнестом Гошеде, владельцем торговых домов, но личная трагедия художника (смерть супруги Камиллы) на долго выбила с привычной колии творческой активности и заставила страдать в депрессии. На то время обе семьи, Гешеде и Моне, сняли один дом в Ветейле и Эрнест Гошеде разорившись покинул свою се- мью и уехал в Париж.

Личные трагедии и разочарования объединили два одиноких сердца Клода Оскара Моне и Алисы Гошеде, жены Эрнеста Гошеде, но официально зарегистрировать свои отношения они смогли уже после смерти мужа Алисы в 1892 года. Таким образом Моне стал главой многодетной семьи: 5 детей Алисы и 2 своих сыновей. Интерестно то, что старший сын Моне женится на зведеной сестре Бланш.

Сильная и властная женщина Алиса выбила все мысли художника о депрессии и не дала пропасть в реалии жизни, имея небольшую собственную ренту. Когда жизнь Моне стала по чуть-чуть налаживаться, судьба звела художника с очередным торговцем картин Дюран-Рюэлем, который договорился на долгострочное сотрудничество, постоянно закупать и продавать картины.

Клода Оскара Моне можно считать долгожителем как среди художников, так и в своей семье. Он пережил 2 своих супруг и своего старшего сына Жана, а также своих друзей-художников Сезана и Огюста Ренуара.

Характер Моне был непредсказуем. Он часто делал необдуманные, в некоторой мере импульсивные, поступки. Моне покупал краски, холсты и новые кисти не предвидя завтрашнего дня. Когда его картины продавались не очень охотно, он потратил все приданное своей первой жены Камиллы, а потом и наследство, которое перешло к его супруге от умершего отца.

Он часто обращался за материальной поддержкой к своим друзьям и неоднократно обращался и к Мане. Творческие идеи Моне не ограничивались финансовыми проблемами и он построил лодку, так называемую плавающую мастерскую, с которой нарисовал свою известную картину «Впечетление. Восход солнца».

В бальзаковском возрасте жизнь Моне стала приобретать стабильность. В возрасте 43 лет он обосновался в Живерни, в очень красивой и живописной местности. А после 50 лет, Моне стал довольно зажиточным человеком. Период с 1878 по 1889 год, тоесть десятилетие с 38 по 49 лет был весьма революционным в творчестве Моне.

Художник искал себя в новых техниках, экспериментировал с композицией, перепробовал различные жанры и направления. Все это видно на известных его полотнах «Хризантемы» (1878), «Сена в Курбевуа» (1879), «Обрыв в Дьеппе» (1882), «Стог сена в Живерни» ( 1889) и т. д.



В этот период в Моне открылся новый талант к садоводству. Активно пишет много натюрмортов с красочными цветами и делает пару детских портретов. Он встает каждый день в 5 утра, не смотря на погоду и времена года, и неустанно работает до позна. Моне восхищает водная стихия его живописной местности.

С этой целью он покупает небольшой островок, строит миниатюрную хижку, что одновременно служит ему мастерской, и лодку – место воплощения водных лилий на холсте. Именно в этот богатый творческий период родился знаменитый цикл "Decorations" и, конечно, же его любимые "Кувшинки". Сад Моне набывал все больше восточных мотивов Японии, следуя философии созерцания природы Востока. Последней чертою было создано в 1895 году знаменитого «японского мостика», которого он воплотил в вечность в картине «Пруд с кувшинками» (1899).

И вот подходит старость на порог жизни Моне. Она начала давать свои признаки художнику в виде ухудшения зрения. Проявляется катаракта. Моне до последнего не хотел делать операцию, боясь ослепнуть полностью, но в 1923 году ему успешно сделали операцию на оба глаза. С этого времени он был под тщательным присмотром своей приемной дочери Бланш Гошеде-Моне.

В последние годы Моне все больше и больше приходил к депрессии, его картины и манера исполнения стала однообразной, хотя в материальной стороне у художника было все в порядке. Его картины активно продавались благодаря фирме Дюран-Рюэля, а позже и Бернхейма. Усадьбу в Живерни посетил даже сам премьер-министр Франции Жорж Клемансо с предложением разработать серию декоратиных панно для залов Оранжереи в саду Тюильри.

Последний день жизни в судьбе Моне - 6 декабря 1926 года, в возрасте 86 лет он ушел в вечность с титутом патриарха живописи Франции.

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua