Рубрика: "Известные художники"

Чем так интересен Илья Репин? Его творчество, картины.


Илья Ефимович Репин выделяется среди множества художников, прежде всего реалистичностью своих картин, особенно портретов, и большим количеством работ на исторические, религиозные и другие темы. Его творческий потенциал был безграничен, работая над одной картиной, он начинал вторую и третью, чтобы запечатлить каждую идею. Как он любил говорить: «вдохновение – это существенная награда за каторжный труд», и ловил каждый момент.

Свой жизненный путь Репин начал 24 июля 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Илью с детства привлекало изобразительное искусство и особенно расписные пасхальные яйца, т. е. «писанки». Впервые рисовать он начал в школе топографов, в которой учился.

Страсть к рисованию у Репина присутствовала постоянно. В 12 лет маленький Ильюша упросил отца отдать его в ученики к художнику-иконописцу Н. Бунакову, у которого он перенял базовые художественные навыки и уже в 15-летнем возрасте Илья Репин участвовал в росписях сельских церквей.

Накопив немного денег на росписи церквей, Репин в 19 лет уезжает в большой город, Петербург, с целью учиться и работать. Он пробует поступить в Петербургскую Академию художеств. С первой попытки ему не удалось поступить и по совету архитектора Петрова, у которого он снимал небольшую комнатку, Репин идет в подготовительную рисовальную школу Общества поощрения художеств во главе И.Н. Крамского. Проучившись там год, Илья Репин далее поступает в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем.

Параллельно с академическими рисунками и живописью на распространенные мифологические и исторические темы («Похищение сабинянок», «Иов и его друзья» и т.д.), он находил время для собственного творчества. Студенческие годы Репина были отмечены и художественно значимыми роботами, например, «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам» и портрет «Академический сторож».

Однажды прогуливаясь по набережной Невы, рассматривая местный пейзаж и прохожих, он заприметил нечто для зарисовки. Припудренные дамы и ухоженные кавалеры неспешно прогуливались по набережной, а недалеко от них грязные и оборванные бурлаки, тянули баржу.

Это очень впечатлило сознание молодого художника, и стало первым толчком к созданию его знаменитой картины «Бурлаки на Волге», которую он рисовывал еще на протяжении 5 лет.

В 1871 году, заканчивая Академию художеств, Репин для выпускной работы выбрал евангельскую тему и воплотил её в картине «Воскрешение дочери Иаира». Во время написания дипломной работы молодому художнику помогли воспоминания драматического случая в личной жизни – смерть младшей сестры Усти. Личный драматизм помог Репину более точно отобразить тему картины, которую отметили золотой медалью и наградили поездкой за границу, где он пробыл 6 лет.

По поводу личной жизни Ильи Репина, то его поиск суженой остановился на молоденькой и малообразованной Вере Шевцовой, которую он нарисовал еще в 1869 году и женился на ней через 3 года. Но их брак был не долговечный и через 15 лет совместной жизни, они разошлись. Молодая жена была постоянной натурщицей и музой художнику, но ей было сложно справляться с интеллектуальным салоном, в который превратился их совместный дом.

А страсть Репина к свежему воздуху, как путь к омоложению и хорошему здоровью, не давало семье спать даже зимой в тепле с открытыми окнами настежь. Бывало, зимой Репина можно было увидеть с покрытым инеем усами, как отмечали его друзья. Таким образом, две старшие дочери остались с отцом, а младший сын и дочь были на попечении матери.

После недолгой поездки на 3 года в Париж от Академии, где изучал западное искусство, Репин ненадолго поселил семью на даче, а через год переехал в Москву. Столичная атмосфера благосклонно повлияла на творчество художника.

Из-под его кисти выходят такие выдающие картины, как «Крестный ход в дубовом лесу», «Царевна Софья» и многие другие. Господствующий на то время французский импрессионизм не очень восхищал Репина, он считал его безыдейным. Но именно в этой стране Репин пишет такие картины как «Продавец новостей в Париже», «Парижское кафе» и т. д.

Семья Мамонтовых, с которыми Репин познакомился в московский период, имела большое значение для творчества Ильи. В их имении Абрамцево они создали небольшую мастерскую для талантливых молодых художников, которые могли бы жить и творить без нужды. Там Репин познакомился с семьями таких способных художников, как Васнецов и Поленов. Можно отметить один этюд Репина этого периода «На мостике в парке», где изображена молодая жена художника в светлом белом платье среди зелени леса.

В период пребывания Репина у Мамонтовых, его пытливый ум познакомился с посланием казаков турецкому султану. Этот исторический артефакт так впечатлил художника, что он быстро набросал эскиз будущей картины. Идея не отпускала его около 12 лет усердной работы над изучением быта и исторической эпохи казаков, поиск типажей к картине.

Историк за профессией и призванием Дмитрий Яворницкий, под руководством которого Репин и писал картину, очень помог воссоздать ту эпоху. А главного героя писаря было взято именно с образа Яворницкого. В 1891 году картина была окончена и названа «Запорожцы пишут турецкому султану», которую Александр ІІІ купил за довольно крупную на то время сумму 35 000 рублей.

Знакомством с Павлом Третьяковым, меценатом и коллекционером, для Репина было знаковым. Коллекционер русской живописи заказал у художника множество прекрасных портретов своих знаменитых современников, таких как портреты М.П. Мусорского, Н.И. Пирогова, артистки Стрепетовой и многих других.

А позднее купил одну из знаменитых и наиболее скандальных картин Репина «Иоанн Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» нарисованная 1885 года. С созданием этой картины связано множество драматических ситуаций в жизни живописца. Полотно с первой же выставки было снято полицией, а через некоторый период было выставлено в частной коллекции Третьякова, где по непонятным причинам было жестоко изрезано старообрядцем и иконописцем Абрамом Балашовом. Теперь картина экспонируется под стеклом, что немного сковывает просмотр ценителей искусства, особенно в зимний период.



Десятилетие 80-х годов было отмечено большой творческой продуктивностью Репина (портреты Третьякова П.М., Менделеева Д.И. и мн. другие). Он пишет множество портретов своих друзей и знакомится со Львом Толстым, который пришел в мастерскую посмотреть «Запорожцев …». Эта встреча ознаменовалась на долголетнюю творческую дружбу Репина и Толстого.

Художник рисовал портреты членов семьи писателя и проиллюстрировал пару его книг. Были написаны множество портретов самого Толстого в разные периоды и среди разной обстановки: «Толстой на молитве», «Толстой на отдыхе в лесу», «Толстой на пашне» и т. д. А Лев Толстой характеризовал творчество Репина: «Мастерство такое, что не видать мастерства».

Когда Репину перевалило пятый десяток, пришло время педагогической деятельности художника. В период 1894-1907 году Илья Репин преподавал в одной мастерской при Академии художеств и около года был ректором. Среди его учеников можно отметить Рериха, Рылова, Савицкого, Малявина, Грабаря и многих других уже известных художников. Репину было что передать своим ученикам и поделиться своим многолетним творческим опытом. Как часто говорил Репин: «Мне нет дела до красок и мазков, виртуозности кисти. Я всегда преследовал суть. Делал, как делал».

В творческой мастерской художника были и помощники, одной из них была писательница Наталья Нордман-Северовая, которая и стала его второй женой в 56 лет. Как говорил Корней Чуковский «…он в ней души не чаял». Женщина с властным характером купила имение «Пенаты» в небольшом поселении Куоккала, в 2-х часах от Петербурга, и организовала график роботы Репину. Теперь они принимали гостей строго по средам.

Новая жена художника проявляла гостеприимство и угощала гостей супом и котлетами из зелени, а их круглый стол на винте удивлял всех еще больше. Страсть Натальи к гимнастике на снегу сыграла злую шутку в ее судьбе. Заболевание туберкулезом привело к скорой кончине Натальи и пагубно отразилось на самом Репине. Это погрузило его на 16 лет одиночества в старости.

Нужно отметить большой пытливый ум Ильи Репина. Он всегда мог заметить и выделить из моря образов ту ценную "каплю", которая превращалась затем в шедевр.

Находясь в более преклонном возрасте, художник вставал спозаранку и спешил на лекции утренним трамваем, так как это позволяло ему секономить на проезде. И в то же время жертвовал большие суммы на благотворительность. Не все его понимали... Как говорят в народе, русского умом не поймешь...

А в 1917 году имение «Пенаты» ждало огорчительное событие. Война с Финляндией отрезала Репина от культурной и интеллектуальной жизни России, а страх перед коммунистами заставил его исходить из того, что есть. Художник временами даже голодал, он продал пару своих картин, чтобы выровнять свое материальное положение.

Последняя выставка Ильи Репина, посвященная его 80-летию, была организована в одной из галерей Москвы. А через 2 года приглашение в Россию от советского правительства Ильей Репиным было отклонено, из-за старости, он чувствовал себя уже неважно. В возрасте 86 лет Илья Репин уходит в Мир иной, завещая свою усадьбу «Пенаты» и свои работы Академии художеств. В его личной коллекции было около 300 картин, предпочтительно портретов, которые всегда будут напоминать о нем.

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua