Рубрика: "Известные художники"

Наследие Барселоны – неутомимый и творческий архитектор Антонио Гауди и его восхитительное искусство

Идейный и творческий, вечно юный душой и открытый к новому Антонио Гауди родился, учился и прожил в столице Каталонии – Барселоне (Испания). Хотя до 16 лет он жил в пригороде столицы, небольшом городке под названием Реусе возле Тарагоны, что 2 часа от Барселоны.

Творчество архитектора было сосредоточено именно в этой местности из-за патриотических убеждений, поэтому идейное содержание его архитектурного искусства являлось прославление Каталонии.



Стоит отметить, что будучи довольно хорошо образованным и свободно владея испанским и немецким языками, он даже с иностранцами и гостями столицы говорил по-каталонски, придерживаясь своих же патриотических убеждений.



Поэтому его архитектурные работы размещались в Испании, в частности на территории его родины Каталонии, точнее 14 зданий. Центром творчества Гауди стал город Барселона, в котором он построил благодаря своему другу и меценату Дон Эусебио Гуэлю, 12 архитектурных шедевров.



Мистер Гуэль был испанским графом, промышленником, успешным бизнесменом и довольно состоятельным человеком, который обожал искусство! Поэтому он часто делал заказы Антонио, давал ему свободу для творчества и финансы для реализации своих идей.





Таким образом, для Гуэля была построено усадьба и городской особняк в центре города, а также знаменитый сейчас город-сад на Лысой горе – муниципальный барселонский парк Гуэль.

За всю свою долгую творческую жизнь построено архитектором 18 архитектурных проектов, а одно из них – Искупительный храм Святого Семейства – достраивается еще в наши дни и завершение планируется на 2022 год. А это 140 лет от дня закладывания фундамента! Как говорят местные жители: «Пока храм строиться, Барселона искупает свои грехи».



Если остановиться более подробно на этом храме, то он есть последний проект Антонио Гауди. Данное архитектурное сооружение довольно масштабное: сложная конструкция, множество деталей, глубокая философская концепция. Собор как пересказанная история в камне Нового Завета.

Строительство Саграда Фамилия начатое, еще в далеком 1883 году, велось самим Гауди 43 года его жизни. Проект постоянно уточнялся: дополнялась основная идея новыми инновациями и задумками. Иногда архитектор собора настаивал, чтобы построенное разламывалось и возводилось заново.





Собор интересен не только внешним фасадом, многочисленными скульптурами и лепнинами, а и роскошным интерьером. Его колоны, поддерживающее всё здание, подобно деревьям, что тянуться вверх и держат небосвод. А окна, расположенные на разной высоте, пропускают свет в собор и создают впечатление звездного неба.



Также стоит отметить, что храм не имел конкретного спонсора, поэтому каждый раз собирались пожертвования на его строительство. Из-за непостоянного финансирования возведение храма на некоторое время приостанавливалось. Во время работы над этим архитектурным проектом при жизни Гауди было возведено только 3 башни из 12, а доведено до совершенства только 1.

Сооружение собора Саграда Фамилия состоит из 3 фасадов, над каждым из них возвышается по 4 высоких башни, похожие на сталактиты или каменные сосульки, которые обозначают 12 апостолов.



Каждый фасад был приурочен одному из периодов жизни Христа, а именно Восточный - «Рождество», Западный - «Страсти Христовы» и Южный - «Воскресенье». При жизни архитектор-художник увидел построенным только фасад «Рождество», который завершен в 50-е годы ХХ века.



Интересно, что Рождественский фасад был разделен по задумке архитектора на 3 портала: слева Портал Надежды с изображенными сценами избиения младенцев и бегства в Египет; по центру Портал Любви с рождением Христа и пеликаном, как символом божественной любви; и справа Портал Веры с отображенными сценами из Библии.

Испанский архитектор красоты не случайно начал строительство с Восточного портала. Хотя его друзья старались переубедить его и начать строительство именно с Западного портала, чтобы собор смотрел в сторону Барселоны. Антонио полагал, что восточная часть для верующих важнее. Как говорят «Ex oriente lux» - свет приходит с Востока, это есть спасение.





Архитектор нового направления, величественной сюрреалистической готики порой удивляет и возникают вопросы: для чего нужны такие высокие башни и разве надо так усердно детализировать и украшать их шпили? Всю эту красоту и не увидишь издали?! Гауди на подобные вопросы отвечал, что все это увидят с небес наши ангелы!



Стены фасадов собора Святого Семейства щедро украшены многочисленными рельефами и роскошными панно, которые создают целый скульптурный ансамбль на заданную тематику. Каждый скульптурный герой смотрит на прохожих глазами людей, которых архитектор собора встречал на улицах своей любимой Барселоны.

Образ Христа был взят от молодого 33-летнего рабочего, на Пилата позировал обычный пастух, Иуда был взят за основу из живого образа смотрителя стройки, а царя Соломона – из уличного бродяги. Младенцем Иисусом был внук знакомого, а римским солдатом стал шестипалый бармен из Таррагоны.





Любовь к природе у Гауди из самого детства. Будучи малообщительным ребенком и живя в провинциальном городке, маленький Антонио все свое свободное время проводил на природе, впитывая в себя всю её силу и проявляя необычайную наблюдательность за различными проявлениями живого царства флоры и фауны.





Свое вдохновение архитектор черпает именно из природы. Он хочет изобразить её внутреннюю силу, воплощая идеи через абстрактные формы и символы, чтобы передать первозданность природы и её чистоту.





Плавность и текучесть, преобладание растительных мотивов было популярным на то время в Европе, потому что в искусстве доминировал стиль модерн, точнее арт-нуво, также интересовались и искусством готики. Необычные формы, которые присущие творчеству Гауди, удивляли и даже шокировали его современников, его видение модерна было глубоко индивидуальное и уникальное.


Часто в газетных статьях и книгах критики искусства высказывали свое недовольство, отхождение от классических готических образцов и просто безвкусицу Гауди. А сам творец защищая свои произведения получил недобрую славу человека с тяжелым характером и нравом.

Также можно отметить, что Антонио Гауди был человеком довольно аскетичным и медлительным. Когда ему намекнули на эти слабости, он ответил: «Мой клиент не торопиться». Он не любил фотографироваться, был близоруким и при этом не носил очки.

В быту, как показывает практика, великие архитекторы 19 века не привередливы. Хоть Гауди и жил в морском городе, где в ресторанах подавали разные вкусности, предпочитал хлеб, орехи и мед, а любимым лакомством были листья салата в молоке.

В личной жизни не был так удачлив, как в карьере. 3 раза собирался жениться и безуспешно, поэтому относился к женщинам с опаской. Всю свою оставшуюся жизнь художник-архитектор прожил с племянницей Розой, своим отцом и экономкой в маленьком садовом павильоне на территории парка Гуэля. В этом небольшом домике можно встретить оригинальную, причудливую мебель, которую сам Гауди и придумал.






В молодости любил одеваться с иголочки, а ближе к старости углубился в свой внутренний мир и архитектурные проекты, в частности в Собор Святого Семейства. Поэтому часто был похож на уличного бродягу. По этой причине на улице ему часто подавали милостыню, а позже по неприятным стечениям обстоятельств, когда его сбил трамвай, никто из таксистов не помог ему на улице… А медработники, не узнав его, отправили на лечение известного архитектора в госпиталь Святого Павла и Святого Христа, больницу для бедных, где он умер через 3 дня ...





Хоть Антонио Гауди приводил в растерянность и недоумение своих современников, зато сейчас он поражает своим талантом и смелостью творческой мысли и свободы своих потомков! Как говорил сам Антонио Гауди: «Архитектор – это властитель в самом истинном содержании этого слова, потому что он не получает готового закона, но должен создать его. Поэтому известных властителей называют зодчими народов».

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua