Рубрика: "Современное искусство"

Энди Уорхол, творчество, картины

Современное искусство невозможно представить без американца Энди Уорхола (англ . Andy Warhol), основоположника течения поп-арта. Он оставил яркий след в современном искусстве своими контрастными портретами, иллюстрациями в журналах, кино-работами, дизайнерскими проектами, его еще называют «Папой попа» (Pope of Pop).

Андрей Вархола (его первое имя) родился 6 августа 1928 года в семье словацких иммигрантов. Его родители, спасаясь от бедности и голода, переехали в Америку, где и родился их последний сын - будущий Энди Уорхол. В Питсбурге, куда они переехали, в грязном индустриальном городе, в шахтерском районе каких-то перспектив не было, потому жили бедно. В детстве и юношестве маленький Андрюша был незаметным, болезненным и закомплексованым мальчиком, постоянно собиравшим с журналов и комиксов картинки, делая с них красочные коллажи. Младший сын и родительский любимчик профессию художника получил с 1945 по 1949 годов в престижном технологическом институте Карнеги в Питсбурге, на факультете дизайна. Его сокурсники вспоминали об Энди, как о «белом тихом кролике», запачканном в масляную краску.

Его жизненный путь лежал на пике изменений, в поиске чего-то нового, более выразительных средств в искусстве. Уже надоевшие абстрактные импрессионисты занудили зрителей своей непробиваемой меланхоличностью. С внедрением рекламы в социум, активной пропагандой той или другой продукции, изменениями кумиров, в искусстве находились новые идеалы и стандарты красоты, что дало название массовой культурой. Амбициозные и молодые художники поняли, что к чему и целеустремленно стали превращать современное искусство в шоу.

С 1949 года, сразу после университета молодой и активный Андрей Вархола переехал в Нью-Йорк, где рисовал иллюстрации к журналам “Vogue”, “Harper’s Basaar” и оформлял витрины магазинов и плакаты.


Бледный кролик Андрюша учитывал все требования заказчиков, был очень работоспособным и попадал в точку, что произвело уже к 1950 году ошеломляющий успех. Серия «позолоченных туфель» для журнала мод «Глэмур» и созданный плакат о проблемах молодежи для радиостанции, в котором изображено юношу со шприцом в предплечье, принесло признание в современном искусстве и дизайне. С этих пор тихоня Андрей Вархола перевоплотился в гламурного и уверенного Энди Уорхола. Его персону часто видели на богемных вечеринках в серебряном парике, ярких жизнеутверждающих костюмах, чуточку запачканных краской.

Имидж Уорхола в современном искусстве заимствовался образами и создавался в ногу с развитием рекламной индустрии и масс-медиа. Он легко оперировал теми узнаваемые и так популярными знаками, которые навязывались в рекламных роликах. Знаменитость его портретов в технике фотошелкографии построены на иконах красоты того времени: Мэрилин Монро, Элвис Пресли, Жаклин Кеннеди и др. Подбирая модель для портрета, он отталкивается от популярности портретуемого, растиражированности его лика в газетных и глянцевых изданиях. Он пользовался дарами рекламы, т. н. народного «кастинга».

Первая персональная выставка уже популярного Энди Уорхола состоялась в 1952 году, которая подчеркнула актуальность и успешность его работ. После он, тихий кролик в прошлом, купил дом в Манхэттене на East 33rd Street, где мечтает о «высоком искусстве». Позже Энди назвал его «Фабрикой», где постоянно проводились вечеринки. Мастерская всегда запачканного художника была переполнена творческой элитой: художниками, писателями, музыкантами. Кстати, о музыкантах, наш художник сотрудничал в мультимедиа шоу периодом 1965 по 1968 годов с музыкантами группы «Velvet Underground». В это время он зарабатывал около 100 000 $ в год.

1960 год был знаковым годом для Энди Уорхола. Он создает этикетку «Coca Cola», одной из самых известных торговых марок мира. А через 2 года еще пишет этикетку уже к супу «Кэмпбелл».

С 1963 года амбициозный американец Уорхол хотел попробовать свои силы и в киноискусстве, но тут он был не такой успешный: его работы были известны в узких кругах. Работа «Сон» - длиться 6 часов, в котором повторялся каждые 25 минут одной и той же отрывок. В итоге внимание зрителя притупляется и настает сон. Эта кинокартина еще больше подчеркивает креативный подход и неординарность личности Уорхола.

1968 год - трагический год для художника, было покушение на его жизнь со стороны агрессивно настроенной феминистки Валери Соланис, которая нанесла ножовые ранение в живот. Это было почти фатально для нашего знаменитого американца.

После этой ситуации его постоянными спутниками были боли, начался самый продолжительный период в творчестве. Он хватается за жизнь и воплощает в реальность свои философские идеи в книге «Философия Энди Уорхола», снимает видеофильмы и работает для приватных ТВ-каналов. В 1986 году издает последнюю серию изображений, а в 1987-м во сне настигла его смерть в Медицинском центре Корнуэлл на Манхеттене, где 59-летнему поп-арт художнику делали не сложную операцию удаления желчного пузыря.

Энди Уорхол перевернул устоявшие представления об искусстве, он первооткрыватель поп-арта, его творчество равно понятию «массовая культура». Он своими работами хотел показать красоту в обычных повседневных вещах, доступных широким массам. Как говорил сам Энди Уорхол: «Поп-арт - это один из способов любить вещи».

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua