Рубрика: "Современное искусство"

Дальтонизм в живописи. На гране болезни и таланта.

Да, возможен и есть этому не единичные факты. К примеру, известными живописцами-дальтониками были Ван Гог, Джон Констебль, Михаил Врубель, и даже Илья Репин, дальтонизм у которого развился в пожилом возрасте.


Дальтонизм, кто не знает – это нарушение зрения, в котором человек не различает некоторые цвета, чаще красный и зеленый. Впервые феномен дальтонизма было описано Джоном Дальтоном в своих научных работах. Это был их семейный дефект, они не видели красный цвет. И что интересно, Дальтон выявил и осознал свой дефект после 26 лет. В честь него, в дальнейшем, и стали называть это явление дальтонизмом.

Причина цветовой слепоты состоит в нарушении сетчатки глаза, чаще бывает наследственной или уже приобретенной. В центральной части сетчатки находятся особые нервные клетки с цветочувствительными рецепторами, их называют колбочками. Колбочки бываю 3-х видов, в зависимости от составляющего цветочувствительного белкового пигмента: синего, зеленого и красного. Люди, которые имеют весь набор колбочек и хорошо ощущают цвет, в научной среде их называют трихроматами, от греческого «хромос», что означает цвет.

Это нарушение идет по Х-хромосоме, и передаётся по мужской линии. Как показывает статистика, дальтонизмом страдают от 2 до 8 % мужчин, и только 0,4 % женщин. В семье Джона Дальтона страдали дальтонизмом 2 брата из 3, а у сестры этого дефекта не было.

Как же тогда различают цвета художники-дальтоники? Есть общее убеждение, что все дальтоники видят мир как черно-белое кино и вообще не различают цветов. Но, так видят мир только 0,1% , остальные, среди дальтоников, в основном ориентируются по яркости. Чаще всего дальтоники немного ориентируются в цвете, различая теплые цвета по оттенкам (красный, желтый, оранжевый), от холодных оттенков (синий, зеленый, фиолетовый). С приходом современных технологий, делать это стало ещё проще, есть специальные контактные линзы, которые позволяют увидеть мир во всех красках.



Как говорят, талант и гениальность, частично находиться на грани болезни. Именно нестандартное виденье нашего Мира может привлечь, удивить или даже шокировать. К примеру, возьмём творчество Ван Гога – «мир» фантастических картин желто-охристой гаммы, что по-своему интересно. И многие даже не догадываются, что этот цветовой эффект сделан не специально, а он получился вследствие того, что художник, страдая эпилептическими припадками, лечился препаратом, в составе которого входила наперстянка. Именно наперстянка в больших дозах способствовала нарушению цветоощущения, а сам Ван Гог видел и представлял свои картины несколько иначе.

На одной из выставок Джона Констебля, некий Фуселли, сказал однажды: «Где мое теплое пальто? Я собираюсь смотреть картины мистера Констебля». Как выявилось, что мрачный охристо-коричневый колорит пейзажей Д. Констебля, получился из-за дальтонизма, и отсутствия цветоощущения синего цвета.



Если дальше углубиться в историю изобразительного искусства, то в ходе анализа творчества художников можно заметить ещё не один факт проявление дальтонизма: в известного художника Михаила Врубеля, хотя это вопрос спорный, в работах Врубеля, он не использует ярких цветов, насыщенных оттенков красного и зеленого, а работает в серо-жемчужной гамме.

Работа «Царевна-лебедь» тому пример. Картина изображена в пастельных, перламутровых тонах с ограниченной палитрой цветов.

Дальтонизм не всегда присутствует с рождения или бывает врождённым, он может появиться и после. Происходит это по трем основным причинам: с возрастом ухудшается цветочувствительность, проявляется дальнозоркость, иногда случиться помутнение хрусталика (развивается катаракта), что и проявляет дальтонизм.

Также, болезнь может проявиться через физическое или химическое воздействие на глаза. Например, прием различных медикаментов или негативное механическое воздействие на сетчатку глаза или главный нерв глаза (травма и т.п.).

Одним из случаев приобретенного дальтонизма искусствоведы проследили в преклонном возрасте Ильи Репина. Художника попросили отреставрировать его же картину «Иван Грозный и его сын Иван, 16 ноября 1581 года». Напомню, на эту картину было покушения некого иконописца Абрама Балашова, который изрезал картину ножом. В результате реставрации, свежие мазки Репина на полотне значительно отличались от общей цветовой гаммы картины, что дало повод для размышления о изменении цветовосприятия художника.



Если коснуться современности, то художник-иллюстратор Виктор Чижиков, известный в широких кругах общественности своими многочисленными иллюстрациями в детских журналах «Мурзилка» и «Вокруг света», был тоже дальтоником. Его жена каждый цвет подписывала и таким образом помогала ему бороться с недугом. Талант Чижика подтверждает всем известный логотип Олимпийских игр 1980 года – медвежонок Мишка.

Феномен дальтонизма встречается не редко в художественных кругах, но упорный труд, современные приспособления, компенсирует этот недостаток и помогает развиваться и конкурировать в этой нелегкой области, хотя, некоторые художники с подобными проблемами, трансформируются и переходят на графику.

Как бы там не было, но именно другой взгляд на Мир, пусть даже искажённый в цвете, богатая фантазия, делает работы исключительными, неповторимыми, интересными зрителям во все времена.

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua