Рубрика: "Разное в искусстве"

Русская антикварная эмаль 19-20 веков

Ювелирные зодчество, как искусство роскоши и хорошего вкуса, конца ХІХ и начала ХХ столетия отличалось изобилием декора и расцветом русского ювелирного дела, которое искусствоведы прозвали «золотой эпохой» русской эмали. В этот период ювелирные фирмы расширяли свое производство, открывали школы и возобновляли забытое ранее искусство эмали, которое в этот период переживало второе дыхание.





На производство декоративно-прикладного искусства повлияло современное на то время направление арт-нуво, также прослеживалось барокко, рококо, ренессанс, византийский стиль и древнерусский фольклорный жанр. Среди изделий этого ювелирного стиля можно встретить как предметы быта и посуду под русскую старину, так и украшения (брошки, заколки, мужские ручки для тростей). В ювелирной коллекции Николая ІІ можно встретить серебряные наборы в этом стиле.







На то время среди аристократии было хорошим тоном подарить такой оригинальный и эксклюзивный подарок, поэтому часто заказывали изделия с русской эмали на большие праздники (Пасха, Новый Год, День рождение и т. д.). Сейчас эти предметы роскоши можно увидеть в залах Эрмитажа.







Среди мастеров этого ювелирного направления можно выделить Братьев Грачевых, Фаберже, Алексеева, Хлебникова, Овчинникова, Рюкерт и многих других художников.







Стоит отметить, что ювелирную традицию эмали русские мастера переняли от Византии. На то время молодая христианская Русь имела влияние культуры Византии и экономическую, политическую согласованность. Именно оттуда русские ремесленники почерпнули технику перегородочной эмали, которая имела уже древнюю традицию в Византии.







Некоторое время Русь подвергалась многочисленным нападениям монголо-тартаров, производство ювелирных изделий было на несколько столетий остановлено из-за невозможности усердной кропотливой работы мастеров, много цехов было уничтожено. Только с конца 14 столетия, после победы на Куликовом поле русское государство стало усиливаться и централизовалось в столице Москва.





Окончательное формирование и расцвет эмалевой ювелирной техники в России можно ассоциировать с известным именем Карла Фаберже на рубеже 19-20 веков. Династия Фаберже происходит из Франции, которая эмигрировала в Россию, точнее в город Пярну. Ювелирная фирма была создана еще в 1842 году в Петербурге неизвестным на то время Густавом Фаберже, позже правление перешло к его сыну Карлу (1846-1920), который модернизировал фирму и сделал её известной не только в России, а и в Европе и Азии.





Приглашая талантливых мастеров ювелирного дела и удачно сочетая европейские традиции, Карл Фаберже добился успеха и значительно расширил производство: его филиалы фирм были в Киеве, Москве, Лондоне, Петербурге и Одессе.





Отличительные черты эмалей Фаберже являются гармоничное сочетание цветов и цветовых слоев эмалей, что дает более широкий спектр восприятия с разных углов зрения и преломления света. Также значительно обогащает использование в качестве основы гравированный или гильоширный фон. Приятно удивит гладкость поверхности эмали.





Традиции эмали имеют глубочайший тысячелетний пласт русской культуры, разнообразия форм, композиционных решений, сюжетов, широкий цветовой диапазон, большое разнообразие узоров и общего стилевого, исторического и жанрового направления. Поэтому приятно иметь такую вещицу у себя дома, которое украшает и дополняет интерьер!

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua