Рубрика:"Как рисовать? Техники рисования."

Как рисовать портрет простым карандашом

Лицо человека отображает его характер, внутренний мир и психологическое состояние. Изображение человека – это интересный и сложный процесс и пользуется в искусстве и среди его почитателей особой популярностью. В этой статье хочу вас познакомить с техникой графического портрета простым карандашом.

Графит легко поддается исправлению и оставляет отчетливый, серый cлед, удобен и практичен в использовании. При поэтапной демонстрации техники простого карандаша для натуры выбираем человека с четкими выразительными чертами лица.

Чтобы получить хороший результат, придерживаемся последовательности изображения от общего к частному. Таким образом мы избегаем простого копирования. Концентрируемся не на отдельных деталях, а смотрим на общую композицию сразу, ведем роботу паралельно со всеми частями, а не конкретно с одной. И портрет будет более целостным.

1. Сначала осуществляем композиционное размещение натуры на листе, ищем движение головы и шеи. В этом нам поможет небольшой лист бумаги или маленький блокнотик для компоновок , зарисовок. Когда рисуем овал лица, представляем весь объем головы. Намечаем легкими штрихами вертикальную среднюю линию, которую разделяем на 3 равные отрезка:

- от бороды до корня носа;
- от корня носа до межбровья;
- от межбровья до корней волос.

Если голова в ракурсе, т.е. смотрим снизу на объект или сверху, то на эти 3 равных отрезка влияет перспективное сокращение: ближний отрезок больше, а 2 остальных меньше и меньше.

Намечаем крайние точки глаз, носовых крыльев, уголков рта и ух. Для большей точности рисунка эти парные опорные точки соединяем легкими осевыми, горизонтальными линиями. Также не забываем об наметке лобных бугров, границ волос, возвышения подбородка и углы нижней челюсти.

Следующее действие начального этапа – линейно-конструктивное построение, то есть разбивание сложной формы лица на простые геометрические формы. Идет поиск пропорций и характера: форма бровей, разрез глаз (форма верхних и нижних век, размещение радужной оболочки и зрачка), характер носа, верхних и нижних губ, подбородка, форма лица, ширина скул и т. д.

Для более точной прорисовки и симетричности расположения парные формы (глаза, уши, скулы, надбровные дуги, брови) лучше рисовать одновременно. Пропорции частей лица проверяем постоянно, чтобы избежать грубых ошибок. Меряем ширину лица на его высоту, ширину губ по отношению ширины лица, ширину носа — на высоту лица и т. д.

2. Линейно-конструктивное построение подходит к концу: еще уточняем форму, обогащаем рисунок деталями и наносим светотень. Для ощущения объема предмета начинаем с темных учатков, тоесть с теней. Таким образом можно распознать и исправить ошибки. Создаем светотень с собственной тени (на самом предмете), потом падающей тени(создает сам предмет) и заштриховываем яркие рефлексы(светлый участок между собственной и падающей тенями).

Когда все ошибки исправлены, переходим ко следующему этапу – выявление особенных черт человека, ищим пропорции основных частей лица. В жизни не встретишь двух похожих, как 2 капли воды, людей, даже близнецы и то разные.

3. Теперь сосредоточим внимание на прорисовке основных деталей (глаза, нос, рот, уши), от которых зависит сходство нашей натуры, проверяем и уточняем главные пропорции.

Проверяем пропорции и положение основных деталей отталкиваясь от анатомии скелета черепа. Ищим расположение в нашей натуре опорных точек надбровных дуг, скуловых костей, нижней челюсти. Обагощаем свое представление о анатомическом построении этих основных костей лица для более точной прорисовки.

Теперь рассмотрим пластику главной и выступающей части лица – носа. Округлая форма носа чем-то похожа на 3 скрепленных шара, что может упростить роботу на начальном этапе его прорисовки. Характер носа зависит от особенностей носовой кости и формы хрящей. Когда рисуем нос, внимательно прослеживаем границу кости носа и хрящей, помним: спинка носа (верхняя часть 4-сторонней призмы) не бывает одинаковой ширины.

Если присмотреться, то корень носа, ее основа, четкая и выразительная благодаря конструкции носовых костей. Всегда нос будет контрастным по светотени потому, что он самая выступающая часть лица и ближе к световому объекту.

Переходим к расмотрению следующей части лица – глаза. Характер человека излучают именно глаза, не зря говорят, что глаза – зеркало души. Они бывают очень разные: большие и маленькие, выпуклые и глубоко посаженные, широко или близко размещены. Все это анатомически обосновано характером глазных впадин.

Интересно понаблюдать, что глаза по-разному размещаются по горизонтали: в одних острые наружные уголки глаз размещается выше, чем внутренний, а в других совсем наоборот. Блик на глазах находить на самой выступающей части глаза, на радужной оболочке возле зрачка.



Когда глаза штрихуют, белки глаз не очень выделяем и полностью их не оставляем белыми. Верхнее подвижное веко и ресницы дают небольшую тень. Белки глаз могут очень выделяться в смуглых и темных людей.

Наиболее подвижная часть лица – это рот. Характер рота зависит от формы челюсти, привкуса, формы и размера зубов. Интересно, что при улыбке поднимаются не только уголки рта, а и расширяются и подымаются крылья носа, под глазами появляются небольшие мешочки радости.

Губи отличаются от тона кожи более насыщеной окраской. Верхняя губа при естественном свете темнее нижней. Это объясняется разным строением верхней и нижней губ и углах выступания их на лице.В нашем случае при боковом освещении верхняя губа светлее нижчей.

В строении губ активно участвуют круговые мышцы рта, что приводят рот в активность. А через носогубную складку, как мостиком, рот соединяется с носом. Посредине верхней губы есть выступ называемый бугром, а на нижней – парные круглые бугорки, особые тканные образования.

4. На последнем этапе уточняем светотеневые отношения, ищем контрасты света и тени (это особенно видно на коже лица, чем на волосах).

Как обычно, если свет падает прямо с окна, то он попадает на выступающие части: нос, щеки, надбровные дуги и подбородок, делая блики. Можно сделать по надобности фон. Если у натуры светлые волосы выгодно выделить портретуемого на темном фоне.

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua

Комментарии, отзывы к этой странице:

Комментарий, отзыв добавил(а): Альберта
Дата: 2013-01-20

интересная статья, спасибо

Комментарий, отзыв добавил(а): Вероника
Дата: 2013-01-22

интересно, мне понравилась статья, благодарю

Комментарий, отзыв добавил(а): дана
Дата: 2014-12-22

супер!

Комментарий, отзыв добавил(а): ааааааааа
Дата: 2015-08-17

ааааааа

Комментарий, отзыв добавил(а): Арина
Дата: 2015-08-17

Прекрасно! Все вышло!!!

Комментарий, отзыв добавил(а): Лизбети Москва
Дата: 2015-08-17

У меня получилось! Косо, но вышло! Спасибо создателям!

Комментарий, отзыв добавил(а): Анна, Запорожье
Дата: 2016-06-20

Интересный портрет в конечном итоге вышел. Красивая и нежная девушка с цветком мака!

Комментарий, отзыв добавил(а): ольга
Дата: 2016-11-23

а ещё примеры будут.......

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел: