Рубрика:"Как рисовать? Техники рисования."

Когда и как возник карандаш? Немного истории.

Карандаш - незаменимая вещь для художника, или для тех, кто рисует или хочет научиться рисовать. Он очень удобен для рисования и имеет свою историю. Рисунок, который вы видите ниже, выполнен простым карандашом. Довольно реалистично получается, не правда ли?
Сначала художники использовали серебряную проволоку, припаянную к ручке, вместо карандаша. Такой дальний родич карандаша называли серебряным карандашом. Но рисовать этим предметом было неудобно, требовалось исключительное мастерство, т.к. невозможно было исправить рисунок, а через некоторое время следы от серебрянного карандаша делались рыжие.

В творческой практике художников ХIII века использовали свинцовый карандаш. Он тоже не был лишен недостатков, оставлял четкий след, но не такой выразительный, как хотелось бы. Свинцовый карандаш часто брали для зарисовок портретов и вообще для графики. Дюрер, Боттичелли и Леонардо да Винчи активно пользовались серебряным и свинцовым карандашами в своем творчестве.

Большой популярность в XIV веке получил итальянский карандаш. Его стержень составлял сланец, позже дорогое составляющее карандаша заменили на жженую кость. Именно этот карандаш давал бархатистую четкую черную линию. В своем художественном творчестве Т.Г. Шевченко использовал итальянский карандаш во многих своих роботах.

История графитного карандаша началась неожиданно и довольно громко. На лугах Камберленда, что в Англии, началась сильная гроза. Она бушевала целую ночь, поломала деревья с корнями и только на утро утихла. Местные жители стали убирать поломанные ветки и нашли неизвестный, черный, блестящий камень - графит.

Первое использование графита было в качестве метки баранов, скотоводство было тогда ведущей деятельностью той местности. С этого момента «карандаш» приобрел свое название, что с тюркского означает karadas, т.е. «черный камень».



Cо временем был создан еще «парижский карандаш», т.е. «соус», который состоял с белой глины и черной сажи. Он оставляет приятный черный след и не портил бумагу, еще соус растворялся водой и давал мягкие, похожие на акварельные, переходы.

Затем, в XV веке во Франции, обычный мел "эволюционировал" в пастель, путем добавлении пигментов и жиров, гуммиарабики, например, добавлении сока смоковницы.

Позже, благодаря Леонардо да Винчи был создан «красный мел», составляющие компоненты - природный каолин, окиси железа и связывающие вещества. Этот материал подходит для рисования портрета и человеческого тела, роботы выходят естественные. При рисовании часто сочетают сангину с углем и итальянским карандашом.

Самый древний карандаш – это конечно же уголь. Веточки деревьев определенной породы (орех, ива, слива, береза, розмарин, липа) очищают от коры и предают огню в герметично закрытой упаковке при большой температуре. С XIX века начали делать прессованный уголь, с порошка угля скрепленный растительным клеем.

Независимо друг от друга, карандаш изобретали Й. Гартмут и Н. Конте. Первый был владельцем керамической фабрики по изготовлению лабораторной посуды. Однажды осматривая чашку, изделие своей фабрики, он уронил ее и один осколок черкнул по бумаге, оставив черный выразительный след. Позже выяснилось, что эта чашка была сделана с глины и вкраплением графита. С этого времени началось производство знаменитых чешских грифелей "KOH-I-NOOR".

Французский живописец и механик Н. Конте графитный стержень «одел» в деревянную основу, в 1790 году, и карандаш стал полноценный.



Как сейчас делают карандаши? Графит измельчают в порошок и добавляют в глину (чем мягче, тем больше графита), затем смесь продавливается через отверстия, придавая таким образом круглую форму стержням и все это высушивается в печи. Деревянную рубашку для грифилей делают со специальной древесины. Вначеле делали её с кедра, но это был дорогой и редкостный материал. Потом стали делать с тополя, ольхи, липы и других более дешевых пород дерева.

Также карандаши отличаются от друг друга по мягкости и твердости, насчитывается их около 40 видов. Мягкий графический карандаш обозначается В или М. Стандартный карандаш "мягко-твердый" маркируют символами ТМ или HB. Средней тон между НВ и Н отмечается значком F, а твердый - Н или Т. Данные названия взяты от английского языка: B — "blackness" - "чернота", H — "hardness" - "твёрдость" и F - "fine point" - "тонкость".



Тон карандаша одной и той же маркировки может отличаться в зависимости от производителя, конкретной фирмы. Все это разнообразие тонов необходимо для работы над графическим произведением. Твердый карандаш необходим для тонких и очень тонких линий, хорошо сохраняет остроту грифеля и долго не стачивается. А мягкий карандаш уместен для плавных переходов тонов, тушёвки и имеет более глубокий, насыщенный цвет.

Для работы больше подходит 6-гранный карандаш, потому что он не скользит в руках и удобно рисовать под разным наклоном. Для начала рекомендуется обзавестись минимальным набором (НВ, В, 2В, 6В или 8В и Н, 2Н) и со временем расширять количество.

К сведению, одним простым карандашом можно написать около 45 000 слов или 55 километров, а одна буква, написана карандашом, весит 0,00033 грамма.



На данный момент карандаш мало в чем изменился и также состоит с графитного стержня и деревянной оболочки, в основном удобной 6-гранной формы, но бывает круглый и овальный, треугольный или квадратный в разрезе. Хотя сейчас еще пользуются популярностью и механические карандаши. Преимущество их в том, что не требуется заточка.



Любители карандаша используют эту лаконичную форму в разных сфера дизайна, например, в оформлении интерьеров. Карандашу дают второе дыхание, он может быть не только графическим, а и светящимся, использоваться в виде оригинальной лампы в углу комнаты.

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua

Комментарии, отзывы к этой странице:

Комментарий, отзыв добавил(а): Алёна
Дата: 2015-07-11

Познавательно, спасибо :)

Комментарий, отзыв добавил(а): Игорь, Кировоград
Дата: 2016-06-18

Благодарю за интересную статью. Хотел уточнить, а какие бывают разновидности карандашей? Как выбрать себе качественный карандаш и не ошибиться в выборе? Я начинающий художник

Комментарий, отзыв добавил(а): Александра
Дата: 2016-06-18

Есть очень много видов карандашей, около 40. Мягкий графический карандаш обозначается В или М. Стандартный карандаш "мягко-твердый" маркируют символами ТМ или HB. Средней тон между НВ и Н отмечается значком F, а твердый - Н или Т. Такие названия взяты от английского языка: B — "blackness" - "чернота", H — "hardness" - "твёрдость" и F - "fine point" - "тонкость". Тон карандаша одной и той же маркировки может отличаться в зависимости от производителя, конкретной фирмы. Все это разнообразие тонов необходимо для работы над графическим произведением. Твердый карандаш необходим для тонких и очень тонких линий, хорошо сохраняет остроту грифеля и долго не стачивается. А мягкий карандаш уместен для плавных переходов тонов, тушёвки и имеет более глубокий, насыщенный цвет. Для работы больше подходит 6-гранный карандаш, потому что он не скользит в руках и удобно рисовать под разным наклоном. Для начала рекомендуется обзавестись минимальным набором (НВ, В, 2В, 6В или 8В и Н, 2Н) и со временем расширять его.

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел: