Рубрика: "Скульптура"

Керамическая графика - востребованный вид современного искусства

Роспись по керамике - это не новый вид искусства, им увлекались и раньше, высоко ценили, а изделия из керамики, причудливые фигурки, всегда пользовались спросом.

Современное условия: краски, материалы, технологии, фантазия молодых мастеров, внесли свои коррективы в эту область искусства и оно засеяло с новой свежестью. А такие украинские художники как Анна Стасенко и Слава Леонтьев, отошли от традиционного стиля росписи, внесли нечто своё, взяв на себя смелость, расписывать керамические фигурки так, как им вздумается, используя графику.

И вот так, в творческом тандеме Анны Стасенко и Славы Леонтьева гармонично объединились графика с керамикой. Как они сами характеризуют свое творчество: «Наши вещи - это пластика «на взгляд» в графике». А вот что у них получилось (см. фото).



Оба художника за образованием графики. А керамику в своей деятельности выбрали случайно, как пластичный и удобный материал, который можно лепить в руках, в отличие от стекла или металла. И как оказалось, такие фигурки многим пришлись по душе.

Размеры этих оригинальных статуэток варьируются от 5 до 40 см, а стоят они от 100 долларов и до нескольких тысяч, в зависимости, конечно, от сложности скульптуры, затраченных материалов, дизайна и т. п. Изготовление занимает от 1 дня, если это маленькая фигурка и до 1 месяца.

Скульптурки Славы и Ани быстро раскупают по мере изготовления, сейчас у них даже нет работ для экспозиции на выставку, и на данный момент сложилась такая ситуация, как говорят в народе - сапожник без сапог. А с другой стороны, работы довольно дорогостоящие и даже самим их создателям такая покупка затратная.

Материал для керамики используют разный - технический фарфор, а также мягкий и твердый фарфор, фаянс. Для того чтобы фигурки не потрескались в печи, их делают пустотелыми, используя гипсовые формы, которые в свою очередь сделаны из пластилинового эскиза. Во время обжига скульптурка уменьшается в размере где-то на 10 %, исчезает пористость и появляется прозрачность.

Как вы наверное заметили, фигурки хоть и разные, но в тоже время и чем то похожи. Вся хитрость в вариантах изделия. Взяв за основу одну форму скульптурки можно создавать множество вариантов, варьируя с деталями и росписью.



Вот, например, все эти зверки отлиты из одной формы. А различия между ними создаются многочисленными дополнительными деталями, а также немного корректируется сама форма, в зависимости от того, какого зверька изображают (приделывают разные ножки, носик, глаза, уши и др.), ну и конечно росписью.

А также, для создания определенного цвета фигурки используют различные химические вещества. Например, чтобы фигурку жабки сделать синей, её надо покрыть перед обжигом солью кобальта, а чтобы зеленой - солью хрома.



Конечно, пустотелая керамическая скульптура довольно хрупкая вещь и случается, что фигурки разбиваются. Но, даже в этой сложной ситуации есть выход - Аня и Слава предлагают не выбрасывать художественное изделие, а прислать им на реставрацию, даже если скульптурка разбита на очень маленькие кусочки.



К примеру, вот эта замечательная фигурка рыбки была разбита вдребезги. Её склеили, немного подрисовали и она снова в «строю». Даже если пристально всмотреться - не видно, что она когда-то была очень повреждена. Теперь она и дальше радует глаз, украшая интерьер. И как говорят авторы - «Пока мы живы - она ещё не погибла».

Аня и Слава судя по всему уже опытные художники, им сейчас 47 и 49 лет, у них есть признание и слава. Их работы используют, как образец, в графическом дизайне, который переносится затем на промышленную керамику и применяется при разработку дизайна украшений. А свои идеи они черпают с мифологии, сказок, с окружающего мира, плюс, конечно, свои фантазии. И как они говорят - «Все мы, люди, индивидуальны и не собраны на конвейере». Так и здесь - каждое изделие чем-то отличается от остальных, одной фразой - ручная работа.



Творческое сотрудничество Славы и Ани разделяется на два этапа: создание идеи, самой скульптуры, её формы (поприще Славы) и разработки росписи (творческая среда Ани). Слава по натуре перфекционист и ему проще работать в соавторстве, а Аня нашла себя в объемной графике.

Если присмотреться, то сами скульптуры довольно просты за формой, симметричны и напоминают шар на ножках. Такая концепция исходит ещё от первобытного, абстрактного искусства. Именно контрастность в простоте и лаконичности формы с изощренной детальностью и графичностью делают скульптуры Славы и Ани уникальными. А впрочем, оцените сами.



Керамическая скульптура - Морская черепаха. Сюжет росписи: море, морские животные, подводный мир. Материал: твёрдый фарфор. Техника: шликерное литьё, лепка, роспись глазурями, надглазурной краской и золотым люстром. Размер фигурки - около 15 см в длину.



А это ёжик в осенних листиках.
Технический фарфор. Лепка, роспись глазурями, надглазурной краской и золотым люстром.



Белая Муха.
Мягкий фарфор. Шликерное литьё, лепка, роспись надглазурными красками по глазури и по бисквиту, золотой люстр.



Эта фигурка - Маленький Кот с ночным пейзажем. Сюжет - заснеженные домики зимней ночью. Твёрдый фарфор, шликерное литьё, лепка, роспись глазурями, надглазурной краской и золотым люстром.
Размер - около 9 см в длину.



Полосатый Поросёнок.
Технический фарфор. Лепка, роспись глазурями, надглазурной краской, золотым люстром.



Козерог.
Сюжеты росписи - пейзажные медальоны, утреннее и вечернее Солнце, восходящее и заходящее Солнце, старый и молодой Месяц, сапфическое яблоко, звёздное небо, орнаментальные элементы.
Твердый фарфор. Техника: шликерное литьё, лепка, роспись надглазурными красками и золотым люстром по глазури. Размер фигурки - около 18 см.

Александра Лис
www.iskustvo.in.ua